Как появился российский фарфор?Во все времена технология «белого золота» тщательно скрывалась и охранялась ее мастерами, сначала китайскими, а потом немецкими. На Руси изделия из китайского костяного фарфора узнали благодаря купцу-путешественнику Афанасию Никитину. В 1744г. была построена первая Мануфактура по его производству.Еще при Петре I, отмечает kultura-rf.ru, предпринимались попытки раскрыть секрет фарфора. По заданию императора русский мастер Юрий Кологривый ездил в Мейсен на разведку. Поездка оказалась неудачной. Только спустя четверть века удалось добиться первых результатов в разгадке секретов производства фарфора благодаря упорству русского ученого-исследователя Д.И.Виноградова. Разработанная им технология не была результатом шпионажа, она представляла труд многолетней кропотливой работы, проведения множества экспериментов и тщательного их анализа. На основе этого открытия был построен Императорский Фарфоровый завод, ставшим четвертым среди европейских заводов, производящих столовый фарфор. Его производство выпускало чашки, блюдца, небольшие тарелки, так как печи для обжига, которыми завод был оснащен, были небольшого объема. Да и фарфоровая посуда получалась недостаточно белой. Все эти огрехи производства скрывались с помощью росписи и позолоты. В это время европейцы уже разгадали секрет костяного фарфора, им удавались изделия из него, отличающиеся особой тонкостью и прозрачностью материала. Успешность иностранных мастеров была большим стимулом для усовершенствования российской технологии. В 1760 году один из самых опытных мастеров завода Андрей Чернов получил так называемый неглазурованный фарфор - «мелкозернистый бисквит». Этот фарфор обладал матовой поверхностью и большой пластичностью. Из него стали делать различные статуэтки и декоративные элементы с множеством сложных, витых, мелких деталей. Статуэтки пользовались огромной популярностью и приносили немалый доход. Эксперименты по улучшению качества фарфора постепенно привели к созданию изделий, не уступающих саксонскому фарфору, самому дорогому из европейских марок. По своему составу российский фарфор максимально приблизился к китайскому прототипу. Императорский фарфоровый завод выпускал посуду только для нужд императорского двора, на широкий рынок его продукция не поступала. Со временем в России появилось еще несколько частных заводов по производству модных фарфоровых изделий. Расцвет художественного фарфора наступил во времена правления Екатерины II. Ее были выписаны из Европы художники, благодаря которым, фарфоровые статуэтки, в стиле рококо, получались особенно легкими и изящными. Шло время, менялась мода, менялся стиль. К концу 18в. на смену рококо пришел классицизм, фарфоровые изделия стала отличать простота форм и сюжетов. Во времена Николая I, новый мотив в это производство внесли гжельские мастера керамики. Именно в это время, как отмечает kultura-rf.ru, появился знаменитый кузнецовский фарфор, который ценился и котировался наравне с мейсенским и английским костяным. Влияние модерна в начале 20 века оказалось для российского фарфора неудачным опытом. Он на какое-то время потерял свои ведущие позиции в Европе. Не лучшие времена переживал этот промысел и после октябрьской революции. Революционная символика не слишком сочеталась с тонкостью и изяществом материала. Только ближе к 80-м годам 20в. фарфор в нашей стране стал возвращать свои лучшие классические силуэты и изящество оформления. За все время существования производства фарфора посуда, предметы интерьера из этого материала выделились в отдельный вид искусства, широко представленный в экспозициях музеев и частных коллекциях по всему миру. |
© 2007 KULTURA-RF.RU.
Распространение материалов разрешено при условии цитирования |